НОР

Внутришкольные механизмы объективного мониторинга качества подготовки обучающихся в ОО

Активные формы работы с родительским сообществом и учениками для повышения результатов обучения

Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Именно поэтому значительное место в воспитательной работе занимает работа с родителями.

В одиночку, без поддержки со стороны общества, родителям порой трудно справиться со столь серьёзной задачей – воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного воспитания.

Только совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из его участников.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Активные формы работы с родителями:

— работа с родительским комитетом

— родительские собрания

— индивидуальная работа с родителями.

Деятельность школьного и классного родительского комитета это активное участие родителей в школьной жизни ребенка. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Проведение родительских собраний

Родительское собрание – одна из ведущих групповых форм работы с родителями. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.

Каким бы по своей цели не было собрание, в любом случае оно должно быть тщательно продумано и спланировано. В ход проведения тематического собрания возможно включение деловых и ролевых игр, направленных на рассмотрение и нахождение выхода какой-либо конфликтной ситуации в отношениях с ребенком. На такие собрания можно пригласить школьного психолога, медицинского работника, и др. Важно лишь помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, консультации или посещения семьи ребенка на дому. Поводом может стать:

— результат наблюдений педагога за ребенком,

— проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,

— инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,

— инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка; и др.

Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меря воздействия на ребенка.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

РАЗНООБРАЗИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С КЛАССОМ

  • Родительский вечер
  • Лекторий
  • День открытых дверей
  • Презентация опыта воспитания
  • Праздник в классе
  • Музыкально-игровой час
  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Час общения с интересным человеком
  • Тематический тренинг
  • Родительская конференция
  • Круглый стол с педагогами
  • Вечер вопросов и ответов
  • Экскурсии и походы
  • Общешкольные акции
  • День здоровья

Родительский вечер

Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

Лекторий для родителей

Это одна из форм психолого-педагогического просвещения родителей. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой обучения, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и др. Лекция – это устное изложение материала, в ходе ее возможно использование приемов, привлекающих внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики. Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими людьми: учитель и психолог, психолог и учителя-предметники и т.д. Во время такой лекции есть возможность сравнить позиции разных специалистов и определить свое отношение к обсуждаемой проблеме.

День открытых дверей

Проведение такого дня предполагается 1 раз в году. В этот день родители могут посетить любой урок. В классе организуются выставки поделок, рисунков, творческих работ, лучших тетрадей. В заключении дня показывается небольшой концерт художественной самодеятельности. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Презентация опыта воспитания

Это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, о традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. В таком мероприятии важно участие каждой семьи.

Праздник, утренник, музыкально-игровой час

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Более того, это «сцена» для открытия детских талантов. В теплой, доброжелательной обстановке, где вокруг ребенка находятся его друзья, его родители, ребенок не закрепощен, открыт. На таких мероприятиях родители видят своего ребенка как бы с другой стороны, они могут оценить его поведение, его статус и роль в классном коллективе. И ребенок открывает для себя «новых» родителей, которые могут перевоплощаться в героев сценок-миниатюр, участвовать в спортивных соревнованиях, различных конкурсах. У ребенка появляется огромное чувство гордости за своих таких «классных» родителей. А это еще больше укрепляет семейные отношения. Если праздник умело организован, если он прошел интересно, то у детей вырабатывается правильное понятие о празднике вообще, это учит их относиться к нему как к духовно богатому ритуалу. Восприняв такой стиль проведения праздников, дети, когда вырастут, могут перенести его и на свою будущую семью.

Психолого-педагогическая диагностика

Также является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. Ее цель – выявление достижений и пробелов семейного воспитания школьников, а также отношения родителей к организации процесса обучения и воспитания детей в данном образовательном учреждении.

Час общения с интересным человеком

Для учащихся приход в класс гостей всегда интересен. А когда этим гостем еще является их близкий и родной человек, их радости просто нет предела. Такие встречи порой проводятся в канун профессиональных и государственных праздников. Гости рассказывают о своей жизни и о работе, дают ребятам советы, отвечают на их вопросы. А учащиеся всегда благодарят их за рассказ, выполнив какой-нибудь подарок своими руками.

Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие, так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество.

Работа с родителями– неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Элементами системы работы с родителями являются:

  • изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
  • установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;
  • последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;
  • принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;
  • оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;
  • содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;
  • привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее.

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

У школы и семьи единая цель – развитие и воспитание детей. У них общие подходы к воспитанию, во многом общие методы и средства педагогического воздействия, общие представления о результатах воспитания.

Активные формы работы с учащимися

С проблемой вовлеченности учеников сталкиваются все учителя. Дети могут отвлекаться, разговаривать, заниматься посторонними делами. Такому поведению есть множество причин: неблагоприятная обстановка в семье, гиперактивность ребенка, отсутствие желания учиться, незаинтересованность в предмете.

Если с психологическими причинами поможет справиться школьный психолог, то сделать урок более интересными и увлекательным — задача учителя.

1. Использование различных методик преподавания

Если каждый урок вы большую часть времени объясняете новый материал и даете одинаковые задания, будьте готовы к тому, что ученики быстро потеряют интерес и начнут отвлекаться. Задача учителя — использовать максимальное количество инструментов. Устройте урок-игру. Поделите класс на две команды и устройте дебаты. Разбейте учеников на пары и позвольте самим проверить знания друг друга. Школьникам тяжело несколько часов подряд усваивать новые знания, ведь кроме вашего урока у них есть и другие. Чем креативнее ваше занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен.

2. Создаём дружественную и доверительную атмосферу

Второй способ повысить вовлеченность детей — это создать атмосферу дружбы и доверия. Международные исследования подтверждают, что положительные отношения между учителем и учениками влияют на многие показатели: обеспечивают чувство безопасности, развивают навыки общения со сверстниками, поднимают самооценку и улучшают академические успехи. 

Лучший учитель для школьников — это тот, кому они могут довериться, обратиться с любым вопросом, не касающимся темы урока.

Создание дружественной атмосферы на уроке не требует больших усилий. В начале уроке расскажите интересную новость и обсудите ее с учениками, пошутите, поинтересуйтесь, что они проходили на предыдущем уроке, узнайте, кто болеет. Вы можете создать свою небольшую традицию, например, учитель одной из американских школ придумал особенное приветствие для каждого ученика.

3. Технологии — помощник учителя

Использование современных технологий даст вам большое преимущество: правильно подобранные цифровые инструменты подсказывают разные методики, экономят время, мотивируют детей и позволяют отслеживать результаты. 

Время урока ограничено, поэтому выполнений заданий на время неизбежно создает стрессовую ситуацию для ученика: кто-то справляется за отведенное время, но многие ученики не успевают. Обратный отсчет нервирует и не дает сосредоточиться. Технологии помогают выстроить индивидуальное обучение. Каждый ребенок не ограничен по времени и может работать в своем темпе.

С технологиями учитель экономит время на подготовку к урокам и проверку заданий. Например, в Яндекс.Учебнике можно собрать урок из пятнадцати заданий за 15 минут. Сэкономленное время можно потратить на на изучение дополнительных материалов и общение с коллегами.

4. Проектная работа

Проектная деятельность — это способ максимально вовлечь в работу весь класс.

Во время работы над проектом дети учатся выявлять проблемы и ставить цели, искать информацию и планировать свои действия, анализировать и делать выводы. 

Проектная деятельность — это возможность развить навыки командной работы. Нужно просто поделить учеников на группы, например, с учетом их интересов, увлечений или навыков.

Задача учителя — дать общее направление работы, помочь с определением целей, высказывать предположения и просто наблюдать. Ваши ученики точно вас удивят.

5. Даём ученикам свободу выбора

Еще один способ повысить вовлеченность учеников — дать им немного свободы и самостоятельности. В школе свобода выбора учеников ограничена: расписание составляют не они, приходится носить школьную форму. Небольшой элемент самостоятельности можно добавить в каждый урок. Позволяйте ученикам иногда выбирать место, где они хотят сидеть или напарников для групповой работы.  Предложите самостоятельно выбрать стихотворение для чтения вслух или страницу в задачнике, с которой класс будет решать примеры. 

Покажите ученикам, что самостоятельность предполагает ответственность. Когда ребенок делает выбор, он отвечает за последствия этого выбора.

6. Добавляем элемент игры

Обучение — самая важная функция любой игры, ведь с самого рождения дети привыкают учиться через игры. Игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал. Например, чтобы запомнить новые слова на английском языке, можно поиграть в «Крокодила». Исторические даты легче учить, разгадывая шарады. 

Игра на уроке — это еще и дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс.

7. Добавляем больше жизни

Ученикам проще вовлечься в происходящее, когда они понимают, как это связано с реальной жизнью. У каждого ребенка есть свои увлечения — используйте их в качестве примеров и тем для обсуждения.

Как организовать урок музыки? Послушайте любимую музыку ваших учеников. Как научить детей обращаться с процентами? Предложите посчитать, как меняются цены в «черную пятницу».  Как объяснить, что загрязняет окружающую среду? Проведите урок сортировки мусора. Актуальные примеры из жизни всегда интереснее однобоких примеров из учебников.

План работы с родителями

Анализы по ВПР:

Основной причиной низкого качества знаний являются следующие причины: — школа является малокомплектной; -нивелируется индивидуальность детей; — отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка; — недостаточная практическая и деятельностная направленность в образовательном процессе; — недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Проблемы коллектива, возникающие после анализа учебно-воспитательного процесса: — низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться; — самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу; — текучесть и сменность педагогических кадров — недостаточный опыт работы молодых специалистов.

При анализе выделяются проблемы: а) малочисленность учащихся в классах б) бесконтрольность детей в семье, влияние социальных, экономических факторов в) пропуск уроков учащихся (по состоянию здоровья)

Причины трудностей: 1.Не всегда развитие творческих способностей учащихся несет целенаправленный характер.

Требуются изменения: 2.Необходимость комплексного применения различных средств обучения, в том числе и ИКТ и Интернет; 3.Обеспечение единства обучения, воспитания и развития.

План мероприятий

Схема организации дополнительных занятий с обучающимися с низким уровнем подготовки

Программа развития школы

Программа профориентационной работы

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

  • Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

  • Отождествление учебного предмета с профессией

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. 

  • Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

  • Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

  • Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

  • Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

  • Выбор профессии под давлением родителей

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае –  высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

  • Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
  • Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. 
  • Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

Буклеты Классификация профессий

Буклеты Памятка выпускнику

План работы школы молодого педагога

План работы с учителями-предметниками

Программа одарённые дети

Критерии самооценки эффективности работы школ, показывающих низкие образовательные результаты